Понятие анонимности вещь неоднозначная, и на примере анонимных имиджборд как раз видно, насколько стереотипное восприятие этого понятия мешает понять некое явление.
Почему АИБ так популярны? Почему толпы людей бегут на форчан или двачик и там буквально живут с утра до вечера? Если задать вопрос случайному посетителю - он так и ответит, мол, это анонимность привлекает меня. И про остальных тоже скажет - их привлекает анонимность. Возможно он даже процитирует ставшую знаменитой копипасту про "СУТЬ" - "то место, где люди могут побыть чудовищами — ужасными, бесчувственными, безразличными чудовищами" и т. д. и т.п. Это и есть стереотипное восприятие.
Оно стало едва ли не официальной идеологией имиджборд, но, как говорится в старом анекдоте, есть нюанс. Анонимность в формате имиджборд достижима везде в интернете, на любом ресурсе. На любом форуме можно регистрировать фальшивые ники, можно создать ненастоящие живые журналы и даже целые враждующие кланы. Тем не менее, этой анонимностью анонимусы не злоупотребляют, и даже не очень-то ей наслаждаются. Даже "набеги" на различные сайты осуществляются школьниками, которые были бы готовы совершить этот набег не обязательно под эгидой АИБ. Они делают это просто из общей инфантильности сознания, их доля не больше доли школьников, звонящих по незнакомым телефонам или стучащихся в дверь и убегающих. "Шалости".
Я же предполагаю, что анонимусов привлекает второй фактор анонимности, фактор анонимности не себя, а Другого. Анонимусы не хотят быть анонимными сами, вовсе не хотят быть "чудовищами". Они хотят анонимности своего собеседника.
Имиджборда - это огромное купе, в котором анонимусы рассказывают незнакомому случайному попутчику историю своей жизни. "Вагонные споры".
При этом свойство человеческого сознания воспринимать только интересную/не противоречащую опыту/приятную информацию никто не отменял. Поэтому когда огромное количество реплик от разнообразных людей не имеет четкого автора - они все воспринимаются как реплики одного человека. Посетитель имиджборды беседует с одним абстрактным персонажем. И все неприятные реплики этого персонажа попросту игнорирует, отвечая только на интересные ему, выбирая только те, которые считает уместными в своей картине мира. Естественно, это самый лучший собеседник. Это живое воплощение гоголевской мечты - "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась." Анонимность собеседников сливает их всех в одного собеседника, который вобрал в себя все самые приятные и ценные качества, ну а неприятные попросту игнорируются. Да ещё и этот собеседник совершенно незнаком, потому срабатывает эффект исповеди.
АИБ это та самая "интерактивная книга", в которой всё развивается по желанию читателя - созданная задолго до всяких "интерактивных фильмов". Читатель сам у себя в голове создаёт образ собеседника и с ним говорит, в какой-то мере это даже беседа с собой - и иногда она даже переходит в настоящую беседу с собой, ведь анонимность не мешает отвечать на свои же реплики. Но при этом такая беседа с собой может принести и какую-то новую информацию, не теряя своих положительных качеств. Чем-то это похоже на общение со своим подсознанием, часто изображаемым в массовой культуре - у доктора Хауса, например, или в том же "Бойцовском клубе".
Естественно, такой идеальный собеседник-читатель-писатель имеет веское преимущество перед любыми другими собеседниками. В этом ключевое отличие анонимности имиджборд от любой другой сетевой анонимности, в которой всё равно сохраняется граница между персонажами, авторами и читателями. И в этом, на мой взгляд, причина такой популярности имиджборд.
Почти все верно. Это разговор с некой абстракцией.
ОтветитьУдалитьНо игнорировать то, что неприятно? Ты шутишь? Тогда бы тролли умерли от голода.
За 10 лет на бордах, эти самые борды мне многое доказали. Многое из того, что я не готов был принять. Например я стал атеистом после множества срачей в ре. Я перестал бояться думать сам, а не стараться быть как все.
Конечно, может меня просто подтолкнули туда куда моя личность сама направлялась. Но без анонимности я шёл бы дольше.