Успех Mass Effect в значительной степени опирается на фантастику пятидесятых-шестидесятых и её успех. Какую-то часть этого дискурса занимают "Звёздные войны", но не очень большую - строго говоря, они не про космос и инопланетян, а про Силу и джедаев. То же самое можно сказать про Старкрафт - как бы он ни был прекрасен, всё же он не про космос и инопланетян, а про карту с минералами и газом.
Здесь же мы наблюдаем практическое воплощение мечты фантастов эры расцвета науки и техники. Огромные звёздные империи, друзья-инопланетяне, свой надёжный корабль с не менее надёжным экипажем и спасение всей галактики от могущественных врагов. И всё это мы делаем от первого лица. То есть наконец-то полностью вживаемся в атмосферу фантастической книги, окончательно превращаемся в главного героя.
Я бы сказал, что Mass Effect - по изначальной задумке, конечно - стал вершиной всей эпохи космической фантастики. Нортон, Гамильтона, Хайнлайна и прочих Азимовых тщательно перемололи, смешали с красителем и нарисовали компьютерный 3D-мир. Собственно, Дрю Карпишин просто в детстве читал много фантастики, а потом сумел правильно переложить прочитанное в интерактивный формат.
Лично меня в первой части восхитило то, что игрок мог "своими ногами" ступить на поверхность чужой планеты и "своими глазами" увидеть чужое небо над ней. Раньше такие игры мне не встречались, даже Марс из Doom-3 или мир Xen из Half-Life представляют собой всего лишь одну планету - "Королевство маловато, разгуляться негде" ©. Знатоки могут вспомнить "Сферу" - но поскольку в ней игрок замещает бога, то принципиально это не очень-то отличается от Старкрафта. Только Масс Эффект дал возможность реально путешествовать по галактике, высаживаться на планеты, смотреть на рисунок других созвездий и добывать таинственные артефакты.
Но это было в первой части. Вторая уже утратила аутентичность. Мы ещё видели планеты, но уже не могли на них высаживаться. С точки зрения геймплея я это категорически одобряю - больше всего времени в первой части игры уходило именно на то, чтобы посетить все планеты. С точки зрения атмосферности - увы, значительную часть красоты и очарования игра потеряла.
Что же касается финала, который дружно прокляли фанаты игры - ненависть к нему вызвана тем же самым, чем была вызвана любовь ко всей серии.
Фантастика пятидесятых-шестидесятых за редким исключением была фантастикой хэппи-энда. На героя могли валиться самые ужасные страдания, у него могли погибнуть друзья и любимые, он мог потерять дом и любимую собачку - но он выживал и уходил в закат, а на горизонте уже маячили новые друзья, любимые, собачки и дома. Потому что время было такое - не только писатели, но все люди вообще были воодушевлены научно-техническим развитием цивилизации и ждали от будущего только хорошего. Поэтому счастливый конец стал непременным атрибутом жанра. Более того, сама ткань повествования развивается именно так, что всё ведёт к счастливому концу.
Отменив этот счастливый конец, BioWare нагло пренебрегли законами жанра. Это вопиющее нарушение, просто не все поняли - почему. Отвыкли от книг. Но можно привести схожий пример и для компьютерных игр - по сути это ничем не отличается от того, как если бы в любой игре после финальной битвы с последним боссом просто запустили титры и всё. Без роликов, текста и каких-то ещё завершающих сюжетных элементов.
И этим, конечно, волшебный космический мир разрушили до основания. Игра на самом деле замечательная, но именно как игровой процесс. Единый сюжет бездарно сломали. Очень печально. Наверное, спустя какое-то время это станет классикой, игроки найдут в таких концовках какой-нибудь особый шарм. Но пока что я не могу с этим согласиться.
Особенно грустно, что это разрушение хэппи-энда игры вполне укладывается в общую современную социально-экономическую канву, где тоже наблюдается конец истории, всеобщий упадок и прочая утрата смыслов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий